Назад к списку

ОШИБКИ В БЕЙСДЖАМПИНГЕ. НЕИЗБЕЖНЫ 

Все мы учимся и все мы совершаем ошибки. Единственный вопрос в том, какую цену придётся заплатить за свою ошибку? В бейсджампинге эта цена может оказаться слишком высока.

Давно известно, что подавляющая часть трагических случаев в парашютном спорте и, в частности, в бейсджампинге происходит вследствие возникновения в короткий промежуток времени нескольких обстоятельств, условий, событий и ошибок, суммарный риск которых в результате синергического эффекта приводит к неизбежному трагическому финалу.

Ниже я попробую предпринять попытку обозначить наиболее важные ошибки, с которыми мне приходилось сталкиваться самому, а также те, избежав которых, удалось бы выжить некоторым из моих друзей.


Я очень надеюсь, что этот материал окажется полезным всем тем, кто связал свою жизнь с base jumping, либо только планирует это сделать.

Итак, начнём.


ОШИБКИ, СВЯЗАННЫЕ С ОПЫТОМ

Новый опыт ведёт к новым ошибкам

Новые ошибки приходят благодаря старому опыту и обогащают его, давая новый опыт и чуть шире приоткрывая дверь к пониманию границ Ваших возможностей, а, следовательно, открывая путь и к новым ошибкам. Набираясь опыта, Вы отодвигаете Ваши пределы всё ближе к верхней границе возможного, где требуется более высокая и точная реакция и где возможность исправить ошибку, либо снизить её цену стремится к нулю.

С опытом то, что раньше казалось сложным, теперь выглядит легко, но, когда повышение пределов опережает набранный опыт, и однажды что-то идёт не так, "вырулить" становится почти невозможным. Не стремитесь постоянно повышать Ваши пределы. Делайте то, что Вы умеете делать хорошо. Не допускайте сокращение Вашего запаса на ошибку, позвольте Вашему опыту набрать необходимую массу, прежде чем перейти на новый уровень. Не становитесь рабом Вашего честолюбия. Оценивайте Ваш опыт трезво.


Невозможно не ошибаться

Вопрос выживания при этом сводится к тому, в какой момент приближения к пределу произойдет ошибка и насколько Вы будете готовы в этот момент принять, возможно, единственно верное решение. Ошибаются все. Однажды я был свидетелем, как один из бейсеров во время фестиваля сказал: "Косячат все, – и немного подумав, добавил, – кроме меня". Через несколько прыжков он промахнулся с площадкой приземления, улетев в густой кустарник.


ОШИБКИ ПРИ ПЛАНИРОВАНИИ И ПОДГОТОВКЕ

Заблуждения относительно собственных возможностей, или, когда всё всегда заканчивалось хорошо

Спуститесь на Землю! Неужели Вы полагаете, что на Вас печать Господа? Или, быть может, Вы, как Карл Бёниш, уверены, что и Вам не нужны никакие ангелы? Не обольщайтесь, Вы – всего лишь простой смертный, который может удивить только себя, сделав это в тот момент, когда будет уже слишком поздно.

Найдите опытного бейсера, который может непредвзято с Вами общаться. Взвесьте Ваши реальные возможности перед прыжком и задайте ему вопрос, что он думает о Ваших прыжках и Ваших планах? На что бы он посоветовал Вам обратить внимание в первую очередь? Проанализируйте Ваши цели и Ваши слабые места, работайте над своим развитием не только во время нахождения на экзите.


Недооценка своих возможностей

Казалось бы, что плохого в недооценке своих возможностей, – ведь в этом случае, бейсер выполняет менее рискованный прыжок! Но мало кто замечает те подводные камни, которые здесь таятся. Первое – то, что недооценка собственных возможностей оказывает влияние на характер поведения бейсера перед прыжком и во время его выполнения. Это приводит к избытку высоты при открытии, затрудняет построение захода на приземление, делает невозможным выполнение определенных заданий, затрудняет процесс получения опыта и повышение навыков. Второе, и, на мой взгляд, самое важное – это то, что систематическая недооценка своих возможностей не позволяет сформироваться таким способностям, как умение быстро сконцентрироваться на выполнении поставленной задачи, умение придерживаться заранее выработанного плана, уверенность в своих действиях и решительность – важнейшим качествам для спортсмена-экстремала.

Переоценка своей готовности

В бейсджампинге везение не такая уж и редкость, особенно в критических ситуациях. Но везение не может и не должно быть запланировано. Непонимание, либо ошибочное понимание того, как должна происходить каждая отдельно взятая часть прыжка, приводит к тому, что Вы привыкаете использовать свой НЗ – тот страховой запас времени, высоты, расстояния, который гарантирует Ваше право на ошибку. В том случае, если Вы регулярно совершаете подобные прыжки, ошибаясь, или просто не пытаясь разобраться в деталях, пошагово раскладывая Ваш прыжок, Ваше совершенствование идёт по пути неконтролируемого повышения риска в связи с уменьшением запаса на ошибку.

Постарайтесь тщательно проанализировать каждый элемент своего прыжка, посоветуйтесь с более опытным бейсером, который смог бы дать Вам рекомендации. Не изобретайте на ходу, не делайте ничего нового и не усложняйте Ваши прыжки, не разобравшись в том, к чему и по каким причинам могут привести ошибки при выполнении планируемых усложнений.

Неверная оценка своего состояния

Для совершения безопасного прыжка в бейсджампинге должны быть соблюдены некоторые необходимые условия. Наиболее важным из них является Ваше состояние, которое позволяет Вам совершить успешный прыжок. Вне зависимости от типа объекта и характера прыжка, Вы не должны прыгать:

⃝⃝⃝ ₪   в состоянии алкогольного, наркотического опьянения

 ₪   в состоянии похмелья

 ₪   в состоянии алкогольного, наркотического опьянения в состоянии неуверенности, либо неопределённости, либо если Вы не хотите прыгать. При этом хорошим способом определить то, являются ли Ваши сомнения, неопределённость, либо отсутствие желания надуманными, будет то, сможете ли Вы определить для себя точную причину этому, или нет. Причина же может быть какой угодно – от куска ржавой трубы, увиденной поутру по дороге на работу, до чёрной кошки, перебежавшей перед Вами. Главное, что данная причина вызывает у Вас стойкое внутреннее ощущение того, что прыгать не надо. В противном случае, если причину Вы чётко сформулировать не можете, то это всего лишь страх и не более того.

 ₪   в состоянии выраженной слабости, вызванной заболеванием или недомоганием

 ₪   не приняв жизненно важные медицинские препараты, либо обезболивающие препараты, в случае, если Вы их регулярно употребляете. При этом Вам необходимо учитывать то, каким образом данные препараты влияют на вестибулярный аппарат, силу и скорость реакции, и выбирать время их приема с учётом планируемого времени прыжка.

 ₪   в состоянии высокого физического утомления.

Даже, если Вы чувствуете себя, как Вам кажется, в целом неплохо, Вы определённо увеличиваете риски, совершая прыжки с парашютом в вышеперечисленных состояниях.

Общие ошибки при планировании

Оставленный дома шлем и забытые впопыхах кроссовки – это лишь малое из того, с чем Вы можете столкнуться в результате безответственного планирования прыжков.

Любое планирование прыжка начинается с анализа предыдущего опыта. Такой анализ не обязательно формален, он может происходить "на лету": получилось – повтори, не получилось – действуй иначе, или может выполняться более детально: с пошаговым просмотром видео и анализом хронометража, – всё зависит от подхода к вопросу, целей, которые ставит перед собой бейсер, уровня сложности его прыжков.

Планирование прыжка способствует развитию навыков и росту уровня. Без планирования каждого прыжка Вы будете постоянно находиться в зависимости от обстоятельств, совершенствование навыков будет происходить лишь эпизодически. Также Вы не сможете должным образом проводить работу над ошибками.

Без планирования каждого отдельного прыжка нельзя выйти на уровень, соответствующий дальнему горизонту планирования.

Итак, какие же ошибки могут возникнуть на этапе планирования?

 ₪   Самой большой ошибкой планирования, как ни банально это звучит, является его отсутствие. Отсутствие задачи на прыжок с парашютом ведёт к отсутствию цели на год и к размыванию конечной цели, которую Вы хотите достигнуть.Не менее значимая стратегическая ошибка – неверное понимание своих ближайших целей и того, чему нужно уделить внимание в большей степени, исходя из результатов текущего анализа и дальнейшей перспективы.

В бейсджампинге, в отличие от большинства других видов спорта, количество совершаемых повторений за короткий промежуток времени недостаточно, для того, чтобы стимулировать быстрый рост, и чтобы это количество могло планово переходить в качество. В связи с этим, для тех бейсеров, которые хотят со временем выйти на достаточно высокий уровень, любая полученная информация о каждом прыжке представляет высокую ценность. Ошибкой будет пренебрегать возможностью анализировать полученный опыт и, в результате, раз за разом повторять одни и те же ошибки. Обычным следствием отсутствия анализа и планирования является невозможность повысить свой уровень, что может привести к долговременному плато и к снижению мотивации.

    Одной из наиболее весомых ошибок является отсутствие учёта направления и силы ветра на высоте броска медузы и на высоте открытия.

    Большой ошибкой является нежелание углубляться в детали прыжка. Это существенно повышает риски, не позволяет Вам работать над повышением своего уровня.

    Планирование прыжка на экзите (exit point; launch point), когда Вы находитесь в состоянии повышенного стресса, приводит к тому, что из вида упускаются важные детали, что само по себе уже является ошибкой.

    Недопустимо изменение запланированного задания в сторону его усложнения на экзите. Также, при подготовке к групповому прыжку ошибкой будет замена запланированного прыжка на новый прыжок, сценарий которого впервые оговаривается на экзите. В этом случае отсутствует время на обдумывание прыжка, не до конца проговариваются все детали, в итоге у участников отсутствует ощущение полной ясности прыжка и, как следствие, это приводит к самостоятельным действиям в нарушении плана. Если Вы сомневаетесь в том, какое именно задание Вы будете прыгать, проговорите с Вашим напарником несколько вариантов прыжков заранее.

    Несоответствие планируемого прыжка уровню подготовки бейсджампера. Эту тему частично я затрагивал выше, когда говорил о заблуждении относительно собственных возможностей, или, когда всё всегда заканчивалось хорошо.

Общее правило при определении планов на прыжки с парашютом я бы сформулировал следующим образом: прежде всего – тренировка слабых мест, сказывающихся на безопасности, затем – тренировка навыков, наиболее сильно влияющих на рост в направлении планируемой перспективы.

    Отсутствие информации об объекте, полученной из надёжного источника, либо самостоятельно проведённой предварительной работы по изучению объекта и площадок приземления.

    Незнание, непонимание, либо неверное понимание границ безопасного диапазона времени задержки в падении, возможных видов прыжков с выбранного объекта, особенностей площадки приземления и вариантов построения заходов на приземление.

    Несоответствие планируемого прыжка с парашютом высоте объекта. Особенно при субтерминальных прыжках (прыжках с малых высот с задержкой в падении до 8 секунд) у Вас должно быть чёткое понимание того, какое время займёт фаза падения (до начала открытия), сколько времени потребуется для открытия парашюта, сколько Вы за всё это время потеряете высоты и какая в итоге будет высота повисания. В зависимости от Вашего уровня, Вы можете варьировать время, требующееся для пилотирования и безопасного приземления, но оно не должно быть меньше 7 секунд в том случае, когда площадки приземления находятся рядом с объектом.

    Отсутствие учёта особенностей объекта и экзита. Это одни из самых грубых ошибок на этапе планирования прыжка. Архитектурные и инженерные особенности объекта, положение объекта относительно других объектов поблизости могут создавать зоны высокой турбулентности на различных высотах. В таких зонах купола менее стабильны, менее устойчивы, хуже управляются, склонны к сдуванию в результате потери давления и просадке. Пилотирование в таких условиях непредсказуемо и больше похоже на спасение. Ваши возможности выполнить определённый прыжок очень сильно зависят от особенности экзита. Наличие мелких и крупных строений, автомобилей, скоплений людей, растяжек, мачт освещения, заборов, деревьев, колодцев, канав, ручьёв, обрывов, крупных камней, линий электропередач создаёт значительные помехи и сужает круг Ваших возможностей. На экзите Вы можете столкнуться с тем, что Вам неудобно стоять, нельзя полностью развернуться лицом по направлению прыжка, приходится что-то перепрыгивать, отталкивание возможно только с пяток, площадка неровная, скользкая, неустойчивая, отсутствует вынос (нависание), или вообще прыжок возможен только с виса на руках, или из положения сидя. Всё вышеперечисленное сильно влияет на возможность совершения определённых прыжков, влияет на возможность решения Ваших задач.

    Несоответствие плана на прыжок с парашютом вариантам построения захода на приземление. Когда высота объекта и экзит позволяют Вам выполнить определённое задание на прыжок, а планируемая высота повисания является безопасной, нужно продумать насколько доступными будут оставаться все площадки приземления и варианты заходов при условии, если произойдёт незапланированное изменение времени падения и высоты открытия парашюта.

    Наличие только основного плана действий. В любой момент - во время проникновения, подготовки к прыжку, выхода на экзит, во время начала прыжка, в падении, после открытия парашюта и построении захода, Вы можете столкнуться с необходимостью быстро отреагировать на новые обстоятельства и принять верное решение. Несмотря на то, что Вы должны придерживаться основного плана действий, у Вас всегда должен быть альтернативный план на случай возникновения любого форс-мажора. Наличие плана "Б" способствует уменьшению неопределённости, повышает уровень Вашего контроля над ситуацией, помогает в каждый отдельно взятый момент прыжка анализировать происходящее с точки зрения возможного дальнейшего развития событий, и повышает вероятность благополучного завершения прыжка.


Ошибки, связанные с планированием сложных прыжков с парашютом

Сложные прыжки характеризуются повышенным уровнем риска, и отличаются повышенными требованиями к подготовке бейсера и продумыванию сценария прыжка. Основные требования к бейсджамперу при планировании сложных прыжков должны предъявляться к его опыту, технике исполнения прыжка, скорости реакции, физическим кондициям, состоянию и подготовке снаряжения.

По типу все сложные прыжки можно условно разделить на две группы: индивидуальные и групповые. В каждой из групп могут выполняться:

    Прыжки с выполнением новых элементов, ранее не отработанных в упрощённом виде. При планировании таких прыжков нужно понимать, что ошибки будут неизбежны. Это связано как с психологическими трудностями выполнения нового прыжка, так и с техническими усложнениями. Вы должны перестраховаться, предусмотрев для себя запас по высоте и по времени, а в случае планирования группового прыжка, – максимум 2-way, – открытие верхнего должно планироваться с минимальной задержкой.

    Прыжки с выполнением сложных трюков. При планировании таких прыжков обычно всегда стоит выбор между несколькими вариантами. При этом трактовка сомнения в пользу более сложного варианта недопустима и является грубейшей ошибкой! Во время выполнения трюков перформер в большинстве случаев не отслеживает высоту, а также в ряде случаев, частично утрачивает контроль над временем, полностью концентрируясь на выполнении трюков. Именно поэтому здесь крайне важна предварительная напрыжка составных элементов, понимание времени и темпа вращений, начала и окончания прыжка. В ходе групповых прыжков партнёр перформера, которым обычно является оператор, должен чётко представлять для себя начало и окончание фазы падения прыжка перформера и знать те отсечки, которые будут являться для него сигналом к следующему действию.

    Прыжки с применением дополнительных технических средств, осложняющих их выполнение.

Общее правило, которому необходимо следовать при планировании сложных бейс прыжков с парашютом, можно сформулировать следующим образом: уровень риска и степень неопределённости правильно спланированного сложного прыжка стремятся к аналогичным показателям при планировании обычного прыжка. Это достигается за счёт выполнения ряда подводящих тренировочных прыжков с промежуточной сложностью, включающих отдельно взятые элементы планируемого сложного прыжка.


Отдельно следует сказать о следующих ошибках при планировании групповых прыжков с парашютом

    Планирование на экзите. Об этой ошибке я уже говорил, но считаю необходимым ещё раз обратить внимание на то, к чему она приводит: отсутствие достаточного времени для обдумывания деталей, отсутствие полноты и ясности картины всего прыжка, недопонимание взаимных действий и, как следствие, появление самостоятельных действий в нарушение плана.

    Отсутствие необходимого опыта постановки групповых прыжков. Если Вы ставите групповой прыжок, то обязаны строго соблюдать несколько базовых правил. Их незнание и, как следствие, не учёт при постановке прыжка несёт огромный риск для Вас и Вашего напарника.

    Ошибки в расчёте времени задержки и распределения по высотам раскрытия, – эти фундаментальные ошибки являются следствием недостатка опыта постановки прыжков, не учёта разницы во времени открытия используемых при прыжке парашютных систем, планирования открытий только по времени задержки, отсутствия контрольных точек, сигнализирующих о переходе к следующему действию.

Сильно различающийся уровень опыта. Как и в других видах спорта, в бейсджампинге результат общекомандной работы определяется результатом слабейшего участника. При планировании групповых прыжков, в которых один из участников имеет значительно меньший опыт, первой ошибкой будет доверять планирование прыжка такому участнику, а второй - планировать прыжок с неподходящими для "слабого" участника уровнем сложности. Если Вы хотите прыгать со слабым партнёром, забудьте про Ваши амбиции. Либо выберите другого напарника.

    Недостаточная спрыганность. Разница в технике отталкивания, в реакции на команду способна одним махом перечеркнуть основной план прыжка.

    Отсутствие контрольных точек, дающих сигнал к следующему действию. В любой момент группового прыжка Вы должны понимать, что от Ваших действий зависит жизнь Вашего напарника. Помимо выполнения точных действий согласно основному плану, Вы должны быть готовы быстро отреагировать как на внештатную ситуацию, произошедшую с Вами, так и на ошибки Вашего напарника.

    Планирование действий, допустимых и привычных при индивидуальных прыжках, но способных повлиять на безопасность напарника при групповых прыжках.


Ошибки при подготовке снаряжения и экипировки

    Если Вы – автолюбитель, наверное, Вы регулярно делаете ТО Вашего авто. Точно также и парашютная система должна проходить периодическую проверку. Ошибкой будет откладывать на потом ремонт или замену потёртых петель зачековки ранца, петель КЗУ, строп управления, слишком тугого, либо, наоборот, слишком свободного кармана для медузы, липучек велкро тейл-покета (tail pocket) и др. требующих ремонта или замены частей Вашей парашютной бейс-системы.

    Важно понимать, что в случае, если Вы укладываете парашют со слайдером (слайдер-ап), время Вашей задержки в падении должно быть не менее 4 секунд, особенно это важно учитывать при планировании прыжков в группе, кода за ошибку при выборе типа укладки парашюта можно заплатить гораздо более высокую цену. При подготовке снаряжения для групповых прыжков нужно следовать правилу: вначале – план прыжка, затем – укладка и подготовка снаряги.

Lifehack: Если Вы используете малярную ленту при установке тейл-гейта, хороший способ всегда иметь её запас – намотать некоторое количество на лямку Вашего стеш-бега, но ещё лучше – промаркировать её, подписав дату и тип укладки. Это позволит Вам решить вопрос с укладкой в том случае, если Вы по ошибке оставили бумажный скотч дома, и всегда знать то, каким образом уложен Ваш парашют.

    Невзирая на обстоятельства, необходима всегда придерживаться одного алгоритма подготовки и проверки Вашего снаряжения перед прыжком. Помните, что медуза, уложенная в домашних условиях в карман, может не сработать на морозе. Ещё один показательный пример – "тявочки" (зачековочные ленточки), завязанные вокруг липучечного ранца для предотвращения его самораскрытия во время подъёма, и не снятые с ранца перед прыжком.

Lifehack: заранее подготовленный зип-пакетик с запасным аккумулятором, картой памяти, креплениями для камеры, отвёрткой может Вас очень выручить.



    Ваше снаряжение должно быть хорошо Вам знакомо и проверено до того, как Вы решите прыгнуть с ним бейс. Не допустимо на своё усмотрение вносить какие-либо изменения, или дополнения в парашютную бейс-систему, без предварительной консультации с Вашим инструктором. Во время прыжка с парашютом никакие элементы Вашей экипировки не должны даже теоретически препятствовать быстрому доступу к основным частям бейс-системы либо затруднять их работу. Ни в коем случае нельзя убирать, либо надевать стэш-бэг за спину непосредственно под ранец. Он должен быть либо свернут, закреплён на поясе, убран, или надет под куртку, либо убран в карман. Если Вы планируете прыгать в перчатках, то, во-первых, они должны быть открытые, т.е. "без пальцев", а во-вторых, Вам обязательно нужно сделать в них предварительно хотя бы несколько обычных прыжков с парашютом с самолёта, чтобы понять, насколько в них сохраняется свобода движений и чувствительность ладоней и пальцев.

    Ошибкой будет использовать медузу и слайдер, не подходящие для планируемой задержки, а также любую медузу без полюсного отверстия.

    Перед самостоятельной установкой софтлинков обязательно ознакомьтесь с инструкцией производителя по их правильному монтажу.

    При выборе места для монтажа крепления видеокамеры на шлем рекомендую придерживаться следующего правила: при боковом монтаже камера должна находиться с противоположной стороны от медузы в плотно прилегающем к шлему боксе, а при монтаже сверху можно использовать крепление с дистанционным держателем. В обоих случаях я рекомендую дополнительно установить страховочные тросики, предохраняющие Вашу камеру от потери при поломке крепления.


ОШИБКИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ

    Ошибки, связанные с использованием нового снаряжения. Очевидно, что использование того снаряжения, к которому Вы ещё не успели привыкнуть, либо, которое оказалось в Вашем распоряжении однократно, связано с повышенным риском. Незнакомый парашют, ранец с непривычным расположением кармана, неподходящий по размеру вингсьют серьёзно повышают уровень риска.

    Технические ошибки при выполнении прыжка. Наиболее распространёнными ошибками на этом этап являются: отсутствие отталкивания, неверно выбранный угол отталкивания, завал на голову, крен в плечах, чересчур резкий "ввод" при броске медузы, либо слишком слабое движение при её броске, бросок медузы в неправильном положении тела, неправильное направление броска медузы.

    Потеря контроля времени и высоты. Самое важное, на чём следует концентрироваться после того как прыжок начат ровно и стабильно, в случае прыжков на малое время задержки (до 3,5 секунд) – прошедшее время после начала прыжка. А в случае более длительных задержек, прыжки должны планироваться и выполняться с открытием "по объекту", либо с ориентированием уже на оставшееся время прыжка, – об этом я писал в статье "Бейсджампинг от первого лица".

    Необходимо учитывать, что при открытии "по объекту" точка броска медузы будет достигнута не в тот момент, когда Вы будете на подлёте к ней Вам будет казаться, что Вы её вот-вот достигнете, а в тот, когда она исчезает из Вашего поля зрения, но не позже! Особенно важно это иметь в виду при выполнении групповых прыжков с привязкой открытия верхнего к фиксированной точке, либо при планировании открытия "по объекту" ввиду сложности построения захода на приземление, в случае открытия на других высотах.

    Несогласованность действий при групповых прыжках – эта ошибка является следствием недисциплинированности, отсутствия или недостаточной спрыганности участников, отсутствия или недостаточно подробного предварительного обсуждения деталей прыжка, потери нижним контрольной точки открытия, потери зрительного контроля "нижним" "верхнего" в случае отсутствия других контрольных точек принятия решения.



Кроме того, необходимо учитывать то, что внутреннее ощущение времени в той экстремальной ситуации, в которой находятся все участники группового прыжка, у всех участников может отличаться: у одного секунды бегут медленнее, у другого – быстрее. В связи с этим, желательно на этапе планирования нижним ставить более опытного бейсера, который будет обязан точно выполнить свою задачу, полностью проконтролировать фазу падения и открыть парашют строго по достижению контрольной точки (высоты).

    Технические ошибки при пилотировании парашюта для бейсджампинга являются большой группой наиболее распространённых ошибок. Наиболее серьёзный риск представляют следующие ошибки: резкая частая смена режимов пилотирования, ошибка при построении захода на приземление, построение захода в среднем режиме и предсвале, когда площадка позволяет пилотировать на полном газу, неоправданные резкие развороты, пилотирование в городских условиях на передних свободных концах (ПСК), неожиданное решение об изменении захода на приземление, отвешивание над точкой приземления, приземление по ветру, попытка взять задние свободные концы (ЗСК) наощупь, не глядя и не поднимая головы, резкая работа на ЗСК, попытка приземлиться без кувырка при потере клевант и пилотировании на ЗСК, несвоевременная подушка, резкая подушка. Надо понимать, что в случае доворота в объект уход от столкновения должен выполняться на ЗСК до расчековки клевант, – лучше пожертвовать скоростью разворота, зато быстрее затормозить парашют и обеспечить безопасную дистанцию до объекта, нежели быстро развернуться впритирку к нему!

    Выполнение действий, допустимых и привычных при индивидуальных прыжках, но влияющих на безопасность напарника при групповых прыжках. Во-первых, Вы не должны предпринимать ничего незапланированного. В случае возникновения у Вас нештатной ситуации зачастую Вы теряете Вашего напарника из виду. Любые Ваши дальнейшие действия должны, в первую очередь, оставаться безопасными для Вашего напарника.

    Ошибки переноса навыков тренировки на земле или в зале на объект. Поскольку в бейсджампинге крайне высокий уровень стресса определяет психологическое состояние парашютиста, тем самым оказывая огромное влияние на его координацию, скорость, реакцию, работоспособность, поскольку на объекте невозможно полноценно размяться и подготовить своё тело к прыжку, поскольку зачастую экзит является неудобным, а самое главное, поскольку вопрос безопасности в момент совершения прыжка определяет весь его характер, то при планировании любых новых прыжков необходимо ещё на этапе подготовки сделать поправку на вышеперечисленные факторы и заранее понимать, что выполнить планируемый прыжок в точности, как в зале, не получится.

    Ошибки при выполнении акробатических элементов можно разделить на несколько групп. Первую группу ошибок можно обозначить как неправильное начало. Начало при выполнении акробатики целиком определяет то, каким будет прыжок. Именно в начале прыжка задается траектория, направление и скорость вращения, закладывается то, насколько эффективно можно будет погасить вращения на выходе. Неправильное начало очень сложно исправить по двум причинам. Первая причина заключается в том, что к моменту возникновения необходимости исправлять эту ошибку, обычно уже сформировалась прочная связь между ошибочным началом и благополучным окончанием. Поскольку безопасность – главный фактор, определяющий всю картину прыжка, достаточно сложным будет разрушить сложившиеся в мозге связи, и заставить тело работать по-другому. Вторая причина в том, что навыки правильного начала возможно получить и закрепить только на земле, в связи с чем возникают сложности переноса этих навыков на объект, об этом я уже писал выше.

Вторая группа ошибок приводит к броску медузы в неправильном положении тела. В её основе лежит неумение задавать и контролировать скорость вращения, задавать и контролировать правильное положение тела во время вращения, неумение отслеживать количество вращений, непонимание фаз вращения и переходов, незнание и неправильное понимание момента окончания вращения, а также другие ошибки при выполнении вращения и при его остановке.

Грубейшей ошибкой будет изменение запланированного акробатического прыжка в ходе его выполнения в сторону его усложнения. Опять же таки, упрощение акробатики при групповых прыжках допустимо только при условии обеспечения необходимого уровня безопасности для остальных участников.

Также грубой ошибкой будет попытка выполнить запланированный акробатический комплекс после "срыва" начала прыжка в условиях ограниченного запаса высоты. В этом случае необходимо действовать по заранее намеченному запасному сценарию. В свою очередь, для этого нужно хорошо понимать, какие фазы прыжка комплекса вращений представляют наибольшую сложность и какие действия необходимо предпринять при их возникновении.

    Ещё одной категорией ошибок является избыточная психологическая нагрузка, связанная с неоправданно долгим принятием решения. Необходимо быть готовым быстро оценивать и анализировать ситуацию и быстро принимать решение. Не нужно пытаться угадать то, какой вариант действий будет наиболее безопасным, нужно просто принять решение и затем действовать в соответствии с ним. О том, как избежать состояния неуверенности я писал выше в разделе "Неверная оценка своего состояния".

    Ошибки, возникающие в результате воздействия внешних факторов. Самый существенный из внешних факторов – это погода. Примерно в 80 случаев из 100 погоду, подходящую для прыжков с искусственных объектов сегодня можно дожидаться, не выходя из дома. Каждому объекту подходит определенный по силе и направлению ветер – именно этого сочетания и следует ожидать, планируя свой прыжок. Прыжок в неподходящий ветер, или планирование прыжков в затишье перед грозой может доставить массу неприятных неожиданностей, а чаще – неожиданных неприятностей) Лютый мороз способен глубоко вбить клин в мозг по поводу соскальзывающей с медузы руки, а в случае проявления забывчивости в отношении проверки работоспособности медузы непосредственно перед прыжком, способен существенно сократить время до остановки землёй полёта, либо падения…



Соревновательная эйфория, прыжки в тусовке, уговоры других бейсеров на совместные "фановые" прыжки, многовеи, внезапные изменения условий окружающей среды, отвлекающие телефонные звонки, прыжки с новым напарником, – всё это факторы внешней среды, которые каждый по отдельности могут доставить серьёзные неприятности, а в сочетании друг с другом обладают синергическим эффектом.


ОШИБКИ, СВЯЗАННЫЕ С ТЕХНОГЕННЫМИИ ФАКТОРАМИ, ИЛИ ВО ЧТО ВЕРЯТ БЕЙСЕРЫ

Многие бейсджамперы верят в так называемый баланс удачи. Это приводит к тому, что они начинают внимательнее относиться к правилам поведения в искусственной среде, созданной человеком, и стараются снижать уровень риска в обычной жизни везде, где это возможно.

Окружающий нас мир сбалансирован. Можно попробовать представить, что средний уровень риска, характерный для определённой деятельности, имеет нормальное распределение, при этом общая сумма рисков по всем видам нашей деятельности в течение некоторого времени не должна превышать определённого суммарного значения, которое назовём суммарным критическим значением. В том случае, если Вы регулярно занимаетесь экстремальным споротом, хотя и контролируете Ваши риски, удерживая их в приемлемом для Вас диапазоне, тем не менее, они будут достаточно высоки и Вы постоянно будете находиться гораздо ближе к суммарному критическому значению, чем обычные люди, поэтому, фатальным для Вас может стать любая активность, в которой Вы участвуете, но которую не можете контролировать: общественный транспорт, окружающая среда.

Для того, чтобы снизить эти риски, выбирайте более безопасные виды транспорта, благоприятные погодные условия, дневное время суток, положительные температуры воздуха, время суток с уменьшенным трафиком, отказывайтесь от лоукостеров и т.д. Впрочем, может быть именно Вы – тот счастливчик, который умудрится прожить долго и счастливо, постоянно ставя на карту все и предпочитая пренебрегать любыми правилами! Что ж, попытка – не пытка, как сказал товарищ Берия!)


Команда Dream & BASE