Назад к списку

ИСТОРИЯ ОДНОГО ПРЫЖКА 

Этот объект мы исследовали долго. Территория некогда одного из передовых инженерных центров радиосвязи давно стала излюбленным местом отдыха местных  мальчишек, молодых студентов, съезжавшихся сюда со всей Москвы, каких-то девчонок, без умолку радостно и громко о чем-то щебетавших.

Радиоцентр словно оживал, подпитываемый духом авантюризма и приключений, благосклонно принимая всех, кто заходил к нему, переступая черту зоны, некогда закрытой для любопытных глаз.


Сколько же труда, сколько сложных расчётов осталось в прошлом! Кто были те люди, которые позволили прямо посреди дремучего леса взметнуться к небесам 180-метровым стальным вертикалям?  Какую задачу сумела решить система трёхсотметровых тросов, переброшенных между вершинами этих гигантов?

Все эти вопросы мы задавали себе, наблюдая с высоты заболоченную запасную площадку приземления, расчерченную нитями растяжек. Между тем, наша цель оставалась где-то на полпути между антеннами, - в том месте, где над трясиной на высоте 150 метров к тросам были прикреплены две длинные стальные трубы. За последние пару месяцев нам удалось прикинуть примерный диаметр тросов, по которым нам с Артуром предстояло проехать 150 метров, придумать и смастерить спусковые устройства. При помощи верёвки и крюка наши самодельные устройства особым образом крепились к подвесной системе. Также они были дополнительно оборудованы специальным тормозным рычагом, предусмотренным на тот случай, если скорость спуска будет слишком высока.




И вот мы уже наверху. Артур первым начинает перебираться и, словно заправский матрос, быстро спускается по одному из двух толстых стальных канатов, удерживающих фидер, затем выбирается на подвешенную на канаты трубу и идёт по ней к месту крепления своего спускового устройства к одному из тросов, уходящих вдаль ко второй антенне. Он становится на два тонких вспомогательных троса, и балансируя в таком неустойчивом положении начинает собирать и цеплять к тросу свое спусковое устройство. Через некоторое время Артур вывешивается и начинает свой разгон вперёд. Проехав несколько десятков метров, он неожиданно тормозит, видимо решив снизить скорость спуска, и останавливается. Разогнаться снова ему не удаётся - что-то, видимо, мешает его движению.  Поскольку между нами нет связи, я могу лишь только догадываться о том, что ему мешает. Я лишь вижу, что он завис над бездной вдалеке от середины фидера, и теперь колотит тормозным рычагом по подвесному устройству, что позволяет ему понемногу продвигаться дальше.




Долго не раздумывая, я перелезаю и начинаю спускаться по стальному канату, обхватив его руками и ногами и стараясь не провернуться вокруг него, чтобы не оказаться снизу. С каждым новым движением чувство опасности начинает расти внутри меня, и я вцепляюсь в канат что есть силы.

Добравшись до горизонтальной трубы, я понимаю, что не смогу пройти по ней, она кажется мне слишком узкой, и я опасаюсь, что могу не удержать равновесие, и потому решаю перебраться к своему тросу не вставая - сидя на трубе, и по-немногу протирая о неё штаны, что, в принципе, тоже неплохой вариант, - будет повод купить себе новые)

На деле всё оказывается значительно сложнее, чем это виделось сверху. Точка крепления моего спускового устройства находится значительно ниже и дотянуться до неё не получается. Самое лучшее, что я сумел придумать - уцепиться за один из ближайших к ней горизонтальных вспомогательных тросов и повиснуть, обхватив его руками и ногами. Притянув себя ближе к тросу я отпускаю правую руку и, замерев в таком неудобном положении, начинаю монтаж скобы, тормозного рычага и веревки. Ничего не выходит: веревка слишком жёсткая и монтировать её одной рукой неудобно. Я начинаю нервничать. Чувствую, как быстро затекают мои мышцы, - трос, за который я уцепился, сильно сдавливал их. Я  понял, что не смогу так долго провисеть. Вылезти обратно на трубу было невозможно. Я должен был либо доделать монтаж, либо сорваться вниз с троса и погибнуть, ударившись о растяжки, которые проходили подо мной внизу. Мои руки затекали всё сильней и сильней, оставшееся мне время истекало, монтаж не получался.




Слишком сложной оказалась конструкция спускового устройства для того, чтобы монтировать ать его одной рукой, подтянувшись на второй! Одна из петель всё время соскакивала и никак не хотела занять своё место. Я предпринял отчаянную попытку и перехватил трос под левое плечо, немного освободив левую руку, чтобы, наконец, разобраться с этим чёртовым крепежом! И, о чудо! Петля, наконец встала на своё место, и я наконец-то вывесился, позволив себе расслабить перестававшие слушаться меня руки…

Придя в себя и немного передохнув, я начал спуск по тросу. Набирая скорость, я мчался вниз и вперёд. Передо мной, чуть выше головы металлическая скоба с громким визгом вырезала из троса клубы ржавой пыли. Я подумал, что такая высокая скорость при встрече с трубой, подвешенной к середине фидера, может привести к сильному столкновению, и нажал на рычаг тормоза. В следующий момент мои ноги подлетели к тросу и шлем со всей силы ударился о страховочный крюк, при помощи которого я был прицеплен к спусковому устройству. Если бы не шлем, я сломал бы свой нос, - мелькнула мысль. Но в следующию секунду я понял, что мои проблемы гораздо более серьёзны, чем крюк, угрожавший моему новенькому шлему. У меня не получалось снова начать скользить по тросу. Раскачивания в системе помогали лишь немного продвигаться вперёд - не более чем на полметра за раз, а вскоре я вообще не смог сдвинуться с места. Я завис на 165-метровой высоте над растяжками, в 50 метрах от антенны и в 100 метрах от конечной точи моего спуска. То ли дело было в слишком маленьком радиусе закругления скобы, то ли в ржавчине, толстым слом покрывавшей трос, то ли в том, что по мере приближения к середине, угол натяжения троса уменьшался, - факт оставался фактом: я наглухо застрял, а впивавшиеся в мои бёдра узкие лямки альпинистской подвесной системы, доставляли всё больше беспокойств. В тот момент я понял, с какой проблемой столкнулся Артур ранее. И мне ничего не оставалось, как последовать его примеру. Аккуратно вытащив тормозной рычаг, я начал стучать им по скобе. За один удар скоба придвигалась на 30-40 сантиметров и я ненадолго воспрял духом. За следующие 10 минут лямки подвесной системы сжали мои ноги до самих костей, от этих ощущений хотелось избавиться любым способом как можно быстрее. Началась долгая пытка непрекращающейся болью от сдавливания. Мои ладони вибрировали от постоянных ударов рычагом по скобе, мышцы плеч, спины и рук затекли, от постоянной ударной нагрузки стали болеть пальцы. Мелькнула мысль - а что будет, если вдруг я случайно выроню этот рычаг??? У меня всё сжалось внутри от осознания того, в какой рискованной ситуации я оказался. В случае потери рычага мне не смог бы помочь никто - МЧС сюда быстро не добрались бы, у Артура после прыжка могло не остаться всех деталей, необходимых для повторного спуска. И я воззвал к Господу! Как никогда в тот момент мне была нужна его помощь! Только он один мог повлиять на то, чтобы я остался живым и невредимым в тот день! А между тем, впереди оставались долгие 80 метров неизвестности.




Следующие 40 минут стали одним из самых сложных испытаний за всю мою жизнь… Как же я был счастлив, когда смог, наконец, добраться до конца моего маршрута и, взобравшись верхом на подвешенную посередине фидера трубу, отцепил спусковое устройство и выбросил вниз тот самый рычаг, который совсем недавно так боялся потерять! Только после того, как я ползком добрался до края трубы, я смог, наконец, насладиться окружающим меня видом - я сидел в том месте, где человек не должен был оказаться никогда! Вправо и влево от меня тянулись ряды параллельных стальных линий, уходящих вдаль и только возле самих антенн резко взмывавших вверх. Кроны густого леса, который мне предстояло пересечь под парашютом, простирались на сотни метров вокруг. Я был один посреди этого безмолвия - непрошенный гость в недоступном месте.

Проверив устойчивость тросов фидера, я привстал на них и, слегка оттолкнувшись, начал падать. Несмотря на огромный запас высоты, я не мог дать большую задержку, и бросил медузу почти сразу. Пучувствовал, как расчековываются шпильки, и мгновением позже услышал громкий хлопок, спугнувший птиц и сообщивший всей округе о том, что очередной бейсер спасся! Открылся я высоко, но только лишь после того, как вышел из сектора растяжек, я взял курс в сторону опушки леса, рядом с которым проходила дорога, где меня ждали мои друзья. И вот уже верхушки деревьев совсем близко, левый поворот 180, прямая, подушка и, наконец, - Земля!!!

Мы радостно обнялись, эйфория от совершенного зашкаливала!

Потом Артур признался, что был уверен, что, увидев то, что он застрял, я не полезу вслед за ним на провода - но в тот день я даже и не думал о том, что могу поступить как-то иначе.

А на дворе стояла весна 2011 года…